Введение
Отношение к святым именам, иконам, крестному знамению
II. Кощунство дейтвием
«Отходипся!»
«Кощунство над девятиченной просфорой"
«Чудный улей»
«Зоино стояние»
Наказание Божие гонителям и убийцам священников и монахов
III. Кощунство помышлением
Хульные помыслы
«Борение с хульными помыслами»
Святые отцы о хульных помыслах
Молитвы на избавление о хульных помыслах
О грехе кощунства. М., Издательство Московской Патриархии,
«Центр Благо», «Казак», 1999. - 48 с.
ISBN 5-7614-0069-5
© Составление «Центр Благо»
©Оформление «Казак»
Кощунство. Грех этот имеет самое итрокое распространение. К нему причастны в той или иной степени даже люди церковные и имеющие искреннюю веру. Обычай божбы и поминовения всуе имени Божия или Пресвятой Богородицы особенно распространен. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания большей выразительности; «Бог с ним», «ах ты, Господи!», «все у нас не слава Богу» и т. п.
Кощунство— это оскорбление святыни и может совершаться действием, словом или помышлением.
К кощунству действием относится святотатство —похищение святыни из церквей, к нему же относится и небрежение к святыне (Св. Тайнам, просф-рам, иконам) или сознательное поругание ее.
Кощунство словом — это вышеупомянутая божба, небрежная молитва, рассказывание непочтительных историй из жизни священнослужителей и монахов, произнесение имени Божьего в шутках, насмешливо-ироническое цитирование отдельных мест из Священного Писания. Страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, наряду с ругательствами и оскорблениями. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства.
К кощунству помышлением относят так называемые хульные помыслы.
В мгновение времени в моих глазах встает его образ, в уме воспроизводятся отличительные черты его характера и его жизненной истории, его отношение ко мне и его миросозерцание; в моем сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности, жалости, уважения и т.п.
Словом, воспоминание имени воспроизвело в моей душе сто образ во всей совокупности его физической, душевной и духовной сущности, и моя луща как бы заполнилась этим образом, слилась с ним. Это невидимое единение меня .с образом друга с.оверщенио реально ив сильнейшей степени влияет на меня.
Положим, что друг, которого я вспомнил, отличался жизнерадостностью и всегда хорошо действовал на мою душу. И хотя я до воспоминания был расстроен, его образ влил в меня струйку жизнерадостности, и моя печаль заменилась бодростью.
Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: «В имени человека душа человека, например в имени Ивана — душа Ивана. Итак, на призыв: Иван Ильич, его душа сознает себя в этом имени и откликается на него»
Итак, имя вызывает образ, а образ в душе есть соприкосновение или даже единение души с этим образом. При этом первое или второе — т.е. соприкосновение или единение —- будет зависеть от нашего отношения к этому образу. Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вливается в нашу душу, объединяется с нами и влияет на наши чувства и ощущения.
Но если образ антипатичен, то мы только соприкасаемся с ним и в душе переживаем чувйтво неприязни или брезгливости. Мы стараемся тогда оттолкнуться в душе от этого образа, поскорее уйти и забыть его. Злые люди в этот момент воспоминаний будут мысленно Поражать ненавистный им образ ударами, насмехаться над ним, презирать его.
Итак, произнесение имени ведет к общению нас с образом и отражается в той или иной степени на переживаниях ума и сердца. Глубина этих переживаний (положительных или отрицательйых) зависит от отношения сердца к именуемому образу.
Совершенно аналогично на нас будут влиять и действовать
понятия и предметы. Если мы слышим название постыдного порока, то наша
душа наполняется отвращением. Нам называют дорогое для нас местечко или
родину, и на сердце набегает волна умиления и т.д.
Не приемли имени Господа Бога твоего всуе: По-русски: не призывай имя Господа Бога твоего напрасно.
Напрасно призывается имя Божие тогда, когда оно произносится
без нужды, в пустых разговорах, а тем более лживо или
без благоговения.
Соразмерное бесконечной святоствю преблагого для йас имени Божия мы должные беспредельным уважением и благоговением употреблять это святейшее и всемогущее имя.
В нашей жизни много встречается случаев, когда призывайие
Имейи Божия делается Неуместным и обращается в грех. Например, если кто-нибудь,
рассказывая окружающим где ой был, что видел, слышал, замечает недоверие
собеседников к рассказу, — начинает призывать в свидетели Бога, божится
— призывает, таким образом, имя Божие напрасно, всуе.
Некоторые из нас так Привыкли к божбе, что часто без
всякой причины и на каждом слове произносят: «ей-Богу!», «вот-те Христос!».
Иные же имя Божие употребляют вместо поговорки. Так часто слышится выражение:
«как Бог свят» (дескать они
так верно говорят, как верно то, что Бог святой, — хотя
говорят о предметах вовсе не святых). Обыкновенно мы божимся в подтверждение
справедливости наших слов. Если нам не верят, то говорят: «Побожись!»—-так
вкоренилась у нас эта привычка — божба. И никто на это не обращает и внимания,
а чрез это хулится в нас имя Божие.
Не будем равнодушны к имени Божию! Оно свято и чудно! Вспомним историю призвания Моисея к освобождению израильтян из Египта. Когда он, придя к горящей и несгорающей купине, услышал голос Божий: «Аз семь Бог», -*- он- преклонил колена и поник лицом на землю — «благоговеяше бо воззрети пред Бога». Так бы надлежало и нам благоговеть пред именем Божиим, когда оно произносится нами или в нашем присутствии. Дети с почтением произносят имена своих родителей и смущаются сердцем, слыша с пренебрежением произнесенное другими имя отца или матери. Тем более, как может в нас недоставать благоговейного уважения к Отцу Небесному, Коим живем и движемся, и как может несмущатмя сердце наше, кргда неблагоговейно произносят великое имя Его в нашем присутствии?
В древние ветхозаветные времена камнями побивали тех, кто осмеливался Произносить имя Божие без уважения, с пренебрежением. Да и в христианских государствах было время, когда за божбу выгоняли из города на три недели, иногда выставляли на целый день к позорному столбу, сазцали на хлеб и воду в. продолжение нескольких .дней и пр. Слышавшие ложную божбу и недоносившие об этом начальству также подвергались наказанию.
Кто не уважает имени Божия, тем нет и благословения Его.
ЕСЛИ Бы мы внимательнее понаблюдали за собой, то, может быть, и убедились,
что многие неудачи в жизни, различные неожиданные бедствия с нами есть
не что иное, как праведное наказание за неуважение к Его имени.
He бывает ли, что самая молитва наша к Богу становится оскорблением имени Божия? Так мм часто призываем имя Божие в молитве устами только, а сердцем и не думаем о Боге — Подателе всех благ.
Какое уважение к лицу, с которым говорим, когда говорим небрежно, рассеянно, без участия ума и сердца? И после этого мы смеем ожидать, что Господь исполнит нашу молитву, когда по справедливости должно наказать нас за невнимательность к молитве!
По рассеянности и поспешности мы пропускаем или искажаем слова молитвы, что нередко придает кощунственный смысл произносимому. А ведь это есть насмешка над молитвой, бесам на радость.
Авва Павел, настоятель монастыря аввы Феогния, рассказывал нам: «Вот что говорил мне один старец-подвижник; «Однажды я сидела своей келлии и занимался рукоделием: плел корзины и пел псалмы, как вдруг чрез окно вошел в келлию как бы отрок-сарацин, одетый в мазарий (одежда африканских варваров), и, став передо мною, начал плясать.
— Старик, хорошо ли я пляшу? — спросил меня. Я ничего не отвечал.
— Как тебе нравится моя пляска, старик? — снова спросил он меня. С моей стороны — полное моячание.
— Что ж, по-твоему, негодный старик, ты, что ль, великое дело делаешь? Так •я тебе скажу» что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах.
Тогда я встал и повергся пред Богом, и он тотчас исчез».
(Из книги блаж. Иоанна Мосха - «Луг духовный».)
Боже Предвечный, сокровенных зрителю, испытуяй сердца и утробы, седяй на херувимех и видяй бездны, разумеваяй помышления мои издалеча. Ты веси, яко ненавижду, не хощу, и не соизволяю нечистым, хульным, мерзким помышлениям, безстудно на меня нападающим, и молю Твою благость, запрети духу хульному, да отступит от мене; отжени мысли злые, да не стужают мне. Тебе бо трепещут и трясутся противнии дуси. Ты повели буре и волнению ума моего, да станет в тишину. Аминь.
Господи! зриши мою скорбь, зриши мою веру, зриши и беестудие
врага моего, яко люте и тяжко нападает на мене хульными помыслами, оскорбляя
душу мою, опечаляя сердце мое, помрачая ум мой и смущая совесть мою, его
же богохульного шёптания и богомерзкого во уме моем глаголания толико ненавижду,
яко первее умрети хогел бы, нежели сия на Тя благаго Бога моего помыслы
хульные прияти и им соизволяти; но по слабости моей тех противных и богохульных
и богомерзких мыслей одолеть и от себе их отогнать не могу без Твоей, Боже
мой, помощи. Припадаю убо, о всемилостивый и премилосердый, не хотяй отчаяния
моего, Создателю Боже, и молю всесильную Твою помощь: блесни молнию и разжени
обышедших мя супостатов, воссияй в сердце моем светлую благодати Твоей
зарю, да отбежит от мене темный облак хульных находящих на мене мыслей,
да в свете помощи Твоея узрю Тебе Христа моего и о имени Твоем возрадуюся.
Аминь.
Да обратится болезнь твоя на главу твою и на верх твой
хула твоя да снидет, лукавый бесе и нечистый; аз бо Господу моему кланяюся
и Его никогда похулю. И как возможно мне похулити Того, Егоже по вся дни
и нощи и часы славословлю и Коему поклоняюсь от всея души моея и крепости
и мысли моея.
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными
мольбами отжени от мене уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная,
лукавая и хульная помышлсния от окаянного моего сердца и погаси пламень
страстей моих, иизбави мя многих и лютых воспоминаиий и предприятий, и
от всех действий злых свободи мя, яко благословена еси от всех родов и
славится пречестное имя Твое во веки. Аминь.
В руце вашего предстательства и заступления, о Пресвятая
Владычице моя Богородице, святый Архангеле Михаиле, святый Ангеле, хранителю
жизни моея, преподобнии отцы Антоние и Феодосие и прочие отцы Киево-Печерские,
святии Дионисие, Евфимие и Макарие отцы сея обители, святый Димитрий Ростовский,
о Христе Иисусе Господе нашем, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы
моя, советы и помышления моя, дела моя и всея души и тела моего употребления,
вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину жития моего,
день и час издыхания моего (сии паче), преставление и воскресение мое...
Bы же, о Пресвятая Богородице, Архангеле Михаиле, Ангеле-хранителю мне
данный, преподобные отцы Антоние, Феодосие, Дионисие, Евфимие, Макарие
и прочий святии мене грешнаго приимите в руце защищения вашего и избавляйте
от всякаго зла; очистите многое множество беззаконий моих; подайте мне
исправление злому и окаянному житию моему, и от грядущих грехопадений лютых
всегда восхищайте мя, да ни в чем еще когда прогневаю человеколюбие Пресвятыя
Троицы, Отца и Сына и Святаго Дуxa, покрывайте немощь мою от бесов, страстей
и злых человеков; руководствуйте мя спасеггым путем; доведите мя к пристанищу
моему и краю моих желаний - к Богу и Отцу нашему. Якоже весте, устройте
кончину христианскую, пренодобническую, мирную, непостыдную; избавьте мя
от вражиих сетей, ловящих ум и помыслы мои; на Страшном Суде милостива
мне соделайтс Судию Господа, а мене непостыдна и непосрамленна... Аминь.