Школа:
миф и реальность
Не будет
преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются
в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или
хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем
развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых,
в который не терпится поскорее войти.
Проходят
дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами.
Правда,
далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период
адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких,
кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует
на долгие годы превратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме
огорчений и обид.
На тему
так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи
страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне.
Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно
чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам.
Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность
к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную
и т.п.
Трудно
не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе
несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться
и вылиться в неприятие школы. Но это - лишь одна сторона проблемы. О
другой по сей день говорить не принято.
Считается,
что наша школа, подготовившая к жизни множество талантов и героев, -
это оплот гуманизма и нравственности. В такой школе ребенок просто обязан
быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. И только
попробуйте написать, даже подумать, будто это не так! Хотя, если быть
до конца откровенным, это ведь действительно не так. Сама природа школы
такова, что порождает множество проблем, которые и ставятся в вину ребенку.
Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем
в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.
А это,
оказывается, совсем непросто!
Понаблюдайте
за мамами и папами, приходящими в школу на родительское собрание. За
школьными стенами это в большинстве своем вполне уверенные в себе люди,
преисполненные собственного достоинства. Но, переступив школьный порог,
почти все они как бы съеживаются, втягивают головы в плечи, словно стараясь
уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое
слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и
поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки,
то не возникает и тени сомнения, насколько они обоснованы. "Разберемся,
подтянем, образумим, накажем...". А дома дети с трепетом ждут возвращения
мамы или папы. Дети знают, что с ними действительно "разберутся".
Хотя разобраться
следовало бы совсем в другом.
Для начала,
родителям - в самих себе.
Большинство
родителей просто не способны отнестись к школе, к учителям трезво и
непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный еще в детстве страх
перед школой, а также своеобразный комплекс неполноценности, от которого
большинство нормальных взрослых людей вполне свободны в любой сфере
своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах.
Издавна
провозглашалось, что школа призвана формировать у учеников научное мировоззрение
и нравственные идеалы. Насколько ей это удается - вопрос спорный. Но
в формировании комплекса неполноценности она преуспевает. Австрийский
психолог Альфред Адлер, который и ввел в научный и житейский лексикон
само понятие "комплекс неполноценности", считал его присущим любому
ребенку просто в силу того, что ребенок слишком мал, слаб и неумел в
сравнении со взрослыми.
Поэтому
маленький человек безотчетно ощущает свою неполноценность перед старшими.
Однако Адлер считал это явление вполне естественным, более того - позитивным.
Ведь ощущение своей слабости рождает стремление нарастить свои силы,
расширить свои возможности, то есть выступает движущей силой развития
и роста. Правда, если неполноценность постоянно подчеркивать, то пресловутый
комплекс может надолго закрепиться, а естественное стремление его компенсировать
приобретает неадекватные, уродливые формы.
Парадокс
состоит в том, что для нашей школы на протяжении десятилетий, а в большинстве
случаев - и поныне, комплекс неполноценности ученика выступает краеугольным
камнем всей образовательно-воспитательной политики. С первых дней школьной
жизни ребенку отводится роль зависимого и подчиненного несмышленыша,
обязанного беспрекословно исполнять учительские требования. Учитель
- воплощение блистательной мудрости и высшей справедливости - возведен
на такой пьедестал, которому мог бы позавидовать непогрешимый Римский
папа. Причем независимо от того, что за годы учебы ребенок проделывает
в своем развитии огромный путь от наивного дитя до почти совершеннолетнего
юноши, соотношение ученической и учительской ролей остается практически
неизменным.
Десятиклассницу,
накрасившую ресницы, могут отправить в туалет умываться подобно тому,
как ставят в угол описавшегося малыша (что, кстати, тоже совершенно
педагогически безграмотно).
Будем
называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко
меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы
и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако
не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно
очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными
порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее
- к повиновению.
Ребенку,
попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению
свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим
и
зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным,
испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное.
Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними"
детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от своих умственных
способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного
воспитания.
Детский
сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей,
с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания
в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То,
что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского
сада привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально
закалился.
Первоклассник,
особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует
любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить:
шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова,
чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения
и тревоги, но об этом достаточно ясно сигнализируют изменения в его
поведении.
Бывает,
что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно
разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает
помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.
Прежде
вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание:
то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом
в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное
улучшение.
Бывает
и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность.
Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: малыш неусидчив,
излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы:
внешне впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения,
которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно,
очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться,
одеться, позавтракать.
В армии
всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и
мы сами порою ведем себя точно так по отношению к своему "новобранцу
армии
знаний", тормошим его и понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным
и оглушенным.
А может
ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно
ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности?
Если
не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего
стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию
- дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких
тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на
десять.
Еще одна
проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти
в
любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка
в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой
чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало
того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение.
А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее ста калорий, которые
можно добрать и попозже.
Но это
- домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь
школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих
привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость,
веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня
чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы,
бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти
совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж
точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь
вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком
смысле),
не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто
высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок
отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости
и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать,
что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".
Милые
мамы! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных
учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстрация, порожденная
учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли
никудышними учениками). Наверное, не стоит сразу возражать: учителя
к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что
учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы
сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским.
И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время
изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут повредить и вашему ребенку.
Миф первый:
"Школа - второй дом".
Дом у
ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас
наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного
дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность,
работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе:
все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа
не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно
набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим
приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.
Миф второй:
"Учительница - вторая мама".
Мать у
ребенка тоже одна. И избави его Бог от тех, кто стремится стать ему
второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать
те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница
пускай играет для
собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль.
Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия,
ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться
еоткуда.
Миф третий:
"Учитель желает ребенку добра".
Правильнее
сказать, что хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику
не навредить, не сделать зла. А вот добро - это уже другая категория,
и это не всегда забота учителя. Если есть такая возможность, порасспросите
в приватной беседе любого педагога о его целях. Редко кто ответит, что
цель его жизни - сделать счастливыми
своих учеников. Снабдить их знаниями, уберечь от пороков - это да! Редкий
учитель способен желать ребенку добра в такой же степени, как родные
мама и папа. И не нужно от него этого ждать. У него другие заботы.
Миф четвертый:
"Учитель всегда прав".
А встречали
ли вы вообще хоть одного человека, который всегда прав и никогда не
ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений?
Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека,
у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные)
и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений
с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу
- умную, добрую и справедливую.
А то
и двух-трех таких учителей... Из тех полутора десятков, что в свое время
учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда
пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и славу Богу. А большего
ждать наивно.
Многие
из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений
из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем
повторять их ошибки. Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное
обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много
приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах
радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если
бы не навязанные нам розовые очки, не дающие различить шероховатости
и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка
в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов".
Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.
Сергей
СТЕПАНОВ, психолог
Главная страница на тему:
БеЗплатные консультации для родителей и
педагогов.
Ответы на вопросы.